Суббота, 24.08.2019, 21:49
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Друзья сайта





Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ И ДЕФИЦИТ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ

Одной из причин трудностей адаптации ребенка к школе является «синдром дефицита внимания с гиперактивностью».
Высокая двигательная активность, неустойчивость внимания и импульсивность являются характеристикой нормального развития ребенка-дошкольника. А потребность в движении в нем заложена самой природой. Но существует группа детей, у которых эта потребность достигает патологического уровня. Таких детей называют гиперактивными, т. е. сверхподвижными.
В настоящее время данная проблема приобретает не только психологическую, но и социальную значимость, т. к. психомоторное беспокойство, расторможенность, повышенная раздражительность мешают таким детям адаптироваться к жизни в обществе, усваивать школьную программу.
Гиперактивность как одно патологических проявлений является частью целого комплекса нарушений, которые составляют «синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)», включающий нарушения системы эмоциональной регуляции.
Точная причина синдрома неизвестна, но обнаружена связь с такими обстоятельствами во время беременности, как инфекции мозга, влияние на организм матери таких элементов, как свинец, а также алкоголя и курения. Также ярко выражен фактор наследственности.
В процессе сложных исследований получилось обнаружить легкие анатомические видоизменения в некоторых участках мозга у детей с СДВГ, но при всем том невозможно установить специфическую черту или причину расстройства. Двигательной расторможенности способствуют задержка темпов созревания корковых структур мозга, особенно его лобных долей, расстройства корково-подкорковых связей, повышенная возбудимость подкорковых структур, нейродинамические нарушения с преобладанием процессов возбуждения.
Основными проявлениями СДВГ считаются гиперактивность, дефицит внимания и импульсивность.
• Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством и суетливостью, многочисленными посторонними движениями, которые ребенок часто не замечает. Для детей с этим синдромом характерны чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на одном месте, продолжительность сна всегда меньше нормы. В двигательной сфере у них обычно обнаруживаются нарушения двигательной координации, несформированности мелкой моторики и праксиса. Это неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, использовать ножницы и иголку, несформированный почерк.
• Нарушения внимания могут проявляться в трудностях его удержания, в снижении избирательности и выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое. Такие дети характеризуется непоследовательностью в поведении, забывчивостью, неумением слушать и сосредоточиться, частой потерей личных вещей. Они стараются избежать заданий, требующих длительных умственных усилий. Однако показатели внимания таких детей подвержены существенным колебаниям. Если деятельность ребенка связана с заинтересованностью, увлеченностью и удовольствием, то они способны удерживать внимания часами.
• Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует не подумав, перебивает других, может без разрешения встать и выйти из класса. Кроме того, такие дети не умеют регулировать свои действия и подчиняться правилам, ждать, часто повышают голос, эмоционально лабильны (часто меняется настроение).
Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5-15 минут, затем мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на учителя. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение 5-15 минут. Дети с СДВГ имеют «мерцающее» внимание, могут «впадать» и «выпадать» из состояния сосредоточения, особенно при отсутствии двигательной стимуляции. Им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться «в сознании». Для того чтобы сохранить концентрацию внимания, дети применяют адаптивную стратегию: они активизируют центры равновесия при помощи двигательной активности. К подростковому возрасту повышенная двигательная в большинстве случаев исчезает, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются.

Большинство гиперактивных детей нуждается в лечении, чаще всего — с помощью успокоительных средств. Подбор лечения индивидуален и должен осуществляться лечащим врачом. Хотя лечение в основном создает лишь более благоприятный фон для развития, в некоторых случаях оно может резко изменить состояние гиперактивного ребенка в лучшую сторону, снизив его двигательное беспокойство и способствуя лучшей концентрации внимания.
Но все-таки полностью устранить последствия гиперактивности с помощью лекарств, как правило, не удается.
Современный взгляд на проблему немедикаментозной коррекции проявлений СДВГ предусматривает комплексный подход. Метод биологической обратной связи является в определенном смысле спасением для детей с СДВГ и их родителей. При помощи метода биологической обратной связи осуществляется коррекция детей с СДВГ и в нашем ПМСС – центре «Позитив». С помощью данного метода мы обучаем ребенка общим навыкам самоконтроля и саморегуляции. Сами занятия также способствуют повышению уровня активного внимания и формирование навыка планирования деятельности.
В дошкольном возрасте основные проблемы гиперактивного ребенка сосредоточены в сфере общения. Семья с трудом приспосабливается к нему. Так как ребенок очень подвижен и его внимание можно организовать лишь с огромными усилиями, ситуация в семье часто напряженная. Родители, в зависимости от их темперамента, характера, взглядов на воспитание, вырабатывают определенную тактику взаимоотношений с ребенком.
Часто такая тактика является неадекватной. И связано это, в первую очередь, с блокированием правильного отношения к гиперактивным детям из-за их несоответствия традиционным взглядам общества на поведение детей. "Среднестатистический ребенок" не должен вести себя так, как ведет гиперактивный. Может быть, поэтому в сельской местности, где "городские" нормы сдержанного поведения не столь действенны и жестки, а сами условия жизни позволяют направить гиперактивность в более естественное и здоровое русло "природной жизни", родители практически никогда не обращаются за помощью к специалистам в связи с гиперактивностью ребенка, если только она не сочетается с другими, более значимыми для жизненной адаптации явлениями (например, существенным отставанием в умственном развитии).
Как же ведут себя родители гиперактивных детей и почему?
Одна из наиболее распространенных тактик воспитания — подавление воли ребенка. Деспотичность родителей и как ни странно, чаще матерей, проистекает из чувства вины и страха. Испытываемое мамами чувство вины сложно. Им может казаться, что они виновны в рождении "неправильного" ребенка и что все осуждают их. Обычно именно эти мотивы подавления, многочисленных запретов, наказаний, требований мамами не осознаются в полной мере. Их поведением управляет подсознание. Страх же, или тревожность, ощущение дискомфорта у любого человека возникает при изменении ситуации или при несовпадении желаемого и действительного. Расхождение поведения гиперактивного ребенка с общепринятыми нормами вызывает у мамы страх. Чтобы справиться с ним, она стремится подавить, прервать проявления активности ребенка, часто не соответствующие ситуации.
Если тактика подавления принята всеми членами семьи, то может наблюдаться мнимый эффект упорядочения поведения ребенка. На первый взгляд все неплохо: ребенок начинает выполнять требования родителей, он спрашивает разрешения на любое действие ("можно взять?..", "можно съесть?..", можно поиграть?.." и т. п.). Но сами родители отмечают, что проявления гиперактивности становятся как бы пульсирующими. Такие дети еще менее предсказуемы и более импульсивны, чем те, гиперактивность которых не подавляется. Причем нередки случаи, когда ребенок становится агрессивным и без видимой причины может ударить другого ребенка или бросить, разбить, сломать игрушку, обидеть животное (родители говорят, что ребенок "так играет с собакой, что иначе как издевательством над животным это не назовешь"). При еще более жестком подавлении родителями импульсивной агрессин ребенок может проявлять агрессию по отношению к себе ("аутоагрессия")., что подавляемая гиперактивность переходит в другие болезненные формы импульсивных или импульсивно-агрессивных, часто навязчивых действий. И это — не выход из положения.
Нередко встречаются семьи, в которых гиперактивность ребенка по-разному воспринимается и оценивается родителями, бабушками, дедушками, часто — прямо противоположным образом. Кто-то требует беспрекословного подчинения, наказывает за проявления гиперактивности, другие же жалеют, защищают или даже поощряют поведение ребенка.
Давно известно, что противоречивое воспитание, противопоставление и противостояние членов семьи в определен¬ном смысле вреднее однозначного, пусть даже и неправильного подхода. Если все "дудят в одну дуду", ребенок, в конце концов, вынужден смириться и привыкает к однозначным формам реагирования в соответствующих ситуациях. Если же семья похожа на союз "лебедя, рака и щуки", поведение ребенка сохраняет свою хаотичность, а выработать нужные привычки ему очень трудно. Но это не означает, что мы поощряем деспотизм. В данном случае речь идет лишь об однозначности воспитательного подхода. Каков же правильный путь? Как известно, истину определяет мера, мера как сущность всех вещей.

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Август 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Правовой портал
Телефон доверия
Архив записей

Copyright MyCorp © 2019Сделать бесплатный сайт с uCoz