ПРОФИЛАКТИКА ПРЕДЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА
Роль родителей - помощь в подготовке к экзаменам.
1. Создание благоприятных условий:
- питание
- режим
2. Контроль
3. Психологическая поддержка:
- положительная мотивация,
- снятие тревожности.
Краткая психологическая характеристика и стратегии поддержки
«Правополушарные» дети
• богатое воображение, развито образное мышление;
• запоминание на основе ассоциаций, метафор, аналогий;
• трудности в структурировании, составлении конспектов, планов, выделении главного, хорошо обобщают.
Учить выделять главное.
Важно задействовать воображение и образное мышление.
Учить вчитываться в текст, особенно в задания группы.
Использовать сравнения, образы, метафоры, рисунки.
«Тревожные» и «неуверенные» дети.
• учебный процесс сопряжён с определённым эмоциональным напряжением;
• часто перепроверяют сделанное, исправляют написанное;
• при ответе пристально наблюдают за реакциями взрослого, задают уточняющие вопросы, часто переспрашивают;
• грызут ручку, теребят пальцы или волосы.
Важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе.
Не нагнетать обстановку, напоминая о серьёзности предстоящего экзамена.
Важно обеспечить ощущение эмоциональной поддержки, ситуации успеха на самом экзамене.
Дети, «испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации»
• характеризуют как «невнимательных», «рассеяных»;
• очень низкий уровень организации деятельности;
• неустойчивая работоспособность, частые колебания темпа деятельности;
• нерационально используют отведённое время.
На этапе подготовки важно научить использовать для саморегуляции деятельности различные внешние опоры.
Во время экзамена требуется помощь в самоорганизации.
Привлекать родителей для помощи детям организовывать деятельность и структурировать время.
«Перфекционисты» и «отличники».
• отличаются высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительностью;
• стремятся выполнить задание лучше всех;
• чувствительны к похвале;
• очень высокий уровень притязаний;
• крайне неустойчивая самооценка.
Важно помочь детям скорректировать их ожидания и осознать разницу между «достаточным» и «превосходным».
Во время экзамена помочь распределить время и скорректировать собственные ожидания.
«Астеничные» дети.
• высокая утомляемость, истощаемость;
• во время уроков ложатся на парту, подпирают голову рукой или раскачиваются;
• на экзамене высока вероятность снижения качества работы, возникновения ощущения усталости.
Важно не предъявлять заведомо невыполнимых требований, которым ребёнок не сможет соответствовать.
Оптимальный режим подготовки, перерывы в занятиях, витамины.
Родителям стоит получить консультацию врачей-специалистов.
Обучить детей упражнениям для поддержания работоспособности.
«Гипертимные» дети
• быстрые, энергичные, активные, не склонны к педантизму;
• высокий темп деятельности, импульсивны;
• быстро и небрежно выполняют задания, не проверяют и не видят своих ошибок;
• невысокая значимость учебных достижений, сниженная учебная мотивация.
Основной принцип: «Сдал-проверь», важно научить ребёнка проверять свою работу.
Не пытаться изменить темп деятельности.
Создавать ощущение важности ситуации экзамена.
Во время экзамена напоминать о необходимости самоконтроля, посадить в классе так, чтобы возможность с кем-то общаться была минимальна.
«Застревающие» дети.
• низкая подвижность, лабильность психических функций, трудности переключения;
• долго настраиваются и вникают при выполнении задания, если торопить – темп деятельности снижается;
• медлительны, никогда не укладываются в отведённое время.
Развивать умение переключаться (использовать часы).
Нельзя торопить, от этого темп деятельности только снижается.
Важно для всех детей:
• Проговорить с ребёнком, на какую оценку он претендует, помочь ему разработать стратегию действий;
• Помочь каждому ребёнку осознать особенности своего способа учебной деятельности и свои личностные особенности;
• Обсудить вопросы: Что самое страшное может случиться, если оценка ЕГЭ будет низкой?- Какие преимущества даёт высокий балл ЕГЭ?