ИДЕАЛЬНЫЕ РОДИТЕЛИ

Цель: познакомить родителей с современными пси­хологическими подходами к воспитанию ребенка. 
При создании вэб-странички мы будем использовать данные, приведенный в литературе, результаты нашей консультативной и исследовательской практики и опыт наших коллег. Каждая страничка «Шпаргалка для взрослых» может рассматриваться как резюме изложенного теоретического материала по волнующей всех нас проблеме, а также краткие рекомендации для педагогов и родителей. 
Надеемся, что предлагаемая информация поможет вам лучше понять ваших детей и принять их такими, какие они есть. 
• Задачи: раскрыть качества «идеальных» родителей; познакомить родителей с итогами анкетирования «Роди­тели глазами детей»; научить родителей открыто выра­жать свои чувства по отношению к поступкам ребенка.
Эта тема затраги­вает всех и каждого, ибо каждый из нас чей-то родитель и каждый из нас чей-то ребенок. Когда дети маленькие, родители для них — верх совершенства, они принимают идеалы и ценности, нормы морали и поведения родите­лей. С возрастом происходит смена значимых лиц, пере­стройка взаимоотношений со взрослыми. Чем взрослее ребенок, тем критичнее его отношение к родителям.
Сегодняшняя наша встреча построена на основе ан­кетирования «Родители глазами детей», проведенного в нашей школе (см. приложение 1). Мы познакомимся с его результатами и примерим на себя роли «идеальных родителей». 
Всем нам хочется быть хорошими родителями, а иног­да даже идеальными. Но быть идеальными можно, на­верное, только в идеальных условиях. К счастью, наше время таково, что большинство родителей осознанно и обдуманно относятся к появлению ребенка на свет, а главное — понимают, что накормить, обуть и купить много игрушек — еще не все. Следует помочь будущему человеку набраться уверенности и сил, понять, чего он хочет, научить строить отношения и добиваться целей. Без этого в изменчивом конкурентном мире нынче не достигнешь успеха и счастья.
Уважаемые родители! Сегодня нам предстоит определить качество идеальных родителей. Сделать это можно, только пра­вильно ответив на предложенные вопросы. 

• Давайте проверим свои знания в области возрастной психологи.
Вам предстоит определить возраст ре­бенка по психологическим характеристикам. Знание возрастной психологии необходимо для того, чтобы расти вместе с ребенком, понимать его, ведь на каждом возрастном этапе ребенок разный и перед ним стоят разные задачи, помочь решить которые могут только родители.

Определите, какому возрасту свойственны следующие психологические особенности?
Этот возраст называют вершиной детства. Важней­шая среда развития детей этого возраста — семья и школа. В этом возрасте ребенок утрачивает детскую не­посредственность в поведении.
Значимая деятельность — учеба. Центральная пробле­ма этого возраста — проблема школьной успеваемости и оценки результатов учебной деятельности. Дети этого возраста чрезвычайно восприимчивы, внушаемы, эмо­циональны и отзывчивы. Они любознательны, подвижны и непоседливы. Требовательны и избирательны к то­варищам, легко меняют друзей. Дети хотят все узнать, задают много вопросов. Их привлекает все новое, не­ожиданное и яркое. Пересказывая события, дети в этом возрасте непроизвольно, совершенно неумышленно вносят в него дополнения от себя, обогащают его выду­манными подробностями. В этом возрасте происходит первоначальное складывание характера. • Ответ: (младший школьный возраст).
Определите, какому возрасту свойственны следующие психологические особенности?
Ценнейшее психологическое приобретение этого воз­раста — открытие своего внутреннего мира.
Это возраст быстрых перемен в теле, в чувствах, пози­циях и оценках, отношениях с родителями и сверстника­ми. Это время устремления в будущее, которое притя­гивает и тревожит, время, полное стрессов и путаницы.
Для него характерен повышенный уровень притяза­ний, критическое отношение к взрослым.
Ключевые переживания этого возраста — любовь и дружба. В это время формируется мировоззрение, на­чинается поиск смысла жизни.
Центральное новообразование этого возраста — са­моопределение, профессиональное и личностное.
В этот период большое количество времени уделяет­ся своей внешности и проводится перед зеркалом. Важ­нейшая среда развития — общество сверстников.
• Ответ: (старший школьный возраст).

Обратимся к резуль­татам анкетирования, которое было проведено среди наших детей.
Вопрос: какими видят дети своих родителей?
Дети младшего школьного возраста ответили на этот вопрос следующим образом:
«Мои родители добрые, отзывчивые, ласковые, забот­ливые и любящие. Они часто гуляют со мной по выход­ным и помогают во всем. Папа любит смешить меня, а мама — мне помогать»; «Мои родители веселые. Папа часто играет со мной в футбол»; «Мои родители доб­рые, но иногда бьют меня»; «Мои родители никогда не ссорятся, они занимаются со мной математикой и водят меня в цирк и театр, в кино и парк»; «Мои роди­тели добрые. Мама любит, когда я у бабушки»; «Мои родители очень любят детей, любят играть с ними и ездить на природу»; «Мои родители не очень хоро­шие и не очень злые, но иногда бьют меня»; «Мои родители — самые умные»; «Мои родители могут по­мочь мне, когда у меня не очень хороший день». Дети среднего школьного возраста ответили на этот вопрос так: «Мои родители — самые умные родители, самые лучшие в мире»; «Это дорогие мне люди»; «Моя мама мне лучшая подруга, она понимает меня в трудную минуту»; «Это самые замечательные люди и лучшие друзья»; «Это люди, которые дали мне жизнь, дают любовь, ласку, образование и пищу»; «Это для меня самое святое, что есть на земле»; «Это хорошие люди, которые меня понимают». Ответы старшеклассников были следующими: «Мои родители — это самые лучшие родители»; «Это такие родители, о которых мечтала»; «Они очень заня­ты личными делами, поэтому мне не совсем знакомы, но требовательны»; «Мои родители любящие, забот­ливые, понимающие»; «Мои родители — прекрасные, добрые, умные люди»; «Мои родители заботливые, строгие, требовательные»; «Мои родители умные и справедливые»; «Они занятые, строгие, но справед­ливые»; «Требовательные, дисциплинированные, любящие и веселые»; «Мои родители знают обо мне все»; «Мои родители вредные и придирчивые»; «Мои родители иногда обижают меня»; «Мои родители — идеальные». 

В ответе на следующий вопрос наши дети описывали свои отношения с родителями, используя пять при­лагательных. Ученики начальной школы ответили сле­дующим образом:
Мои отношения с родителями — «добрые, заботли­вые, отличные, так себе, ласковые, иногда ругатель­ные, не очень, грамотные, классные, конфликтные, замечательные».
Ученики 5-8-х классов ответили так: Мои отношении с родителями — «хорошие, довери­тельные, классные, теплые, дружеские, понимающие, уважительные, любвеобильные, строгие, иногда плохие, интересные, откровенные, правдивые, дело­вые». Ответы старшеклассников были следующими: Мои отношения с родителями — «хорошие, понима­ющие, спонсирующие, поучительные, плохие, иног­да злые, иногда строгие, отличные, великолепные, странные, справедливые, уважительные, доверитель­ные, рассудительные, счастливые, ласковые, под­держивающие, требовательные, недоверительныё, непонятные, агрессивные иногда, серьезные, бюд­жетные, демократические, взаимовыгодные, разум­ные, информационные». 
Еще один вопрос звучал так: «Можете ли вы сказать, что ваши родители заняты только собой?»
Младший школьный возраст: да — 10%, иногда —60%, нет —30%. 
Средний школьный возраст: да — 2%, иногда — 30%, нет —68%. 
Старший школьный возраст: да — 2%, иногда — 51%, нет —47%.
«Достаточно ли времени уделяют вам родители?» Младший школьный возраст: да — 60%, не совсем —30%, нет—10%. Средний школьный возраст: да — 94%, не совсем — 5%, нет— 1%. Старший школьный возраст: да — 94%, не совсем — 6%.

На вопрос «Если бы я был(а) моим папой (моей ма­мой)» младшие школьники ответили так: «Была бы доброй, отзывчивой, помогала бы своим родителям и детям»; «Был бы сильным и мужествен­ным»; «Никогда не ругал бы»; «Больше времени прово­дила с детьми»; «Помогал бы делать уроки»; «Общался бы с ребенком каждый день»; «Был бы, как мой папа, только бы не пил и не курил»; «Водила бы детей в парк, каталась с ним на каруселях»; «Уделяла бы внимание, не ругала, ничего не запрещала». Дети среднего школьного возраста ответили так: «Я бы заботилась и говорила ласковые слова»; «Ста­ралась бы уделять детям больше времени»; «Очень любила бы сына и дочь»; «Я бы смотрела каждый день дневник»; «Я бы купил свой дом и машину»; «Не руга­лась бы без повода»; «Покупала бы ребенку много иг­рушек и красивых вещей»; «Ничего бы не запрещала и разрешала гулять на улице до 22.30»; «Была бы забот­ливой, нежной и доброй»; «Много времени уделяла бы мужу и детям»; «Был бы любящим, умным и строгим»; «Относилась бы к ребенку как к лучшему другу»; «Да­вал бы больше денег».
Старшеклассники на тот же вопрос ответили так: «Была бы такой, как моя мать, как мой отец»; «Разре­шала бы то, что мне запрещают»; «Я бы уделяла детям больше внимания»; «Была бы добрым и понимающим родителем»; «Была бы построже»; «Разрешал бы гу­лять допоздна»; «Я был бы лучшим другом, позволял бы все в мерах дозволенного»; «Я бы был, как мой отец, но исправил бы его плохие качества»; «Я бы почаще вспоминал себя в возрасте моего ребенка и не допускал таких ошибок, которые допускают они по отношению ко мне»; «Не пилила бы дочь днями, чаще разговаривала спокойным тоном и давала больше де­нег на карманные расходы»; «Я бы купил сыну машину, чтобы он чувствовал себя хорошо»; «Я бы пытался най­ти общие интересы»; «Пытался бы найти с ребенком общий язык, интересы и понимание». Следующий вопрос заставил учеников задуматься над тем, как их надо воспитывать. Были получены следу­ющие ответы.
Младший школьный возраст:
«Помогать во всем»; «Не ругать и не бить ремнем»; «Жалеть и не ругать»; «Иногда надо и поругать»; «Не кричать»; «Разрешать ходить домой самостоятельно»; «Разрешать есть кириешки, компашки, бомбастер»; «Уделять внимание». Средний школьный возраст:
«Говорить слова, которые пригодятся в будущем»; «Иногда ругать»; «Меньше кричать»; «Ремнем»; «Чуть-чуть строго»; «Научить этикету»; «Солью и горохом»; «Записать на секцию»; «Понятно все разъяснять, не бить, давать отдыхать»; «Объяснять то, что трудно для меня»; «Ласково»; «Методом кнута и пряника»; «Вни­мательно, главное, не разбаловать»; «Не повышая го­лоса»; «Справедливо».
Старшеклассники:
«Мягче, чем это делают мои родители»; «Относиться с уважением несмотря на возраст, но и ругать тоже надо»; «Не надо повторять несколько раз то, что я должна сде­лать»; «Так, как воспитывают меня сейчас»; «Так, чтобы детям не было от этого скучно»; «Не перегружать»; «В строгости»; «Чтобы я не чувствовала на себе давление»; «Держать в ежовых рукавицах и быть со мной постро­же»; «Строго, чтобы дети не садились на голову начи­ная с раннего возраста»; «Спасибо строгому папе, что я не шатаюсь по улице с бутылкой пива и сигаретой»; «Не баловать и не давать слишком много свободы»; «С тол­ком и лаской, без насилия»; «Конструктивно и результативно»; «Надо заниматься самовоспитанием».

Предлагаем вам результаты исследования «Новые времена – новые подростки», проведенного специалистами ПМСС-Центра «Позитив» г.Энгельса. Один из фрагментов исследования был посвящен отношениям подростков со своими матерями, самочувствию подростков в родительской семье.
Подавляющее большинство (89%) подростков отметили, что получают от родителей эмоциональную поддержку, 93% чувствуют, что их родители действительно хотят помочь им. Но в тоже время, почти треть девятиклассников из нашего исследования (31%) не могут обсуждать свои проблемы с родителями, несмотря на то, что 91% подтвердили, что мама разговаривает с ними в спокойном и дружелюбном тоне, а 94% считают, что мама ласкова с ними. У 29% опрошенных ребят возникает ощущение, что мама не понимает их желаний, потребностей и забот. Эмоциональную холодность матери признали 10% ребят, причем это в большей мере относится к мальчикам, они в 4,5 раза чаще ощущают материнскую холодность (мальчики 18%, а девочки-5%). 14% отметили, что мама никогда не хвалит их, столько же жалуются на неулыбчивость своих мам, а также, что мама мало разговаривает с ними. 8 % согласились с тем, что мама дает им ощущение нежеланного ребенка. С другой стороны, достаточно высок процент матерей, которые с точки зрения самих подростков тормозят их взросление: так считает каждый пятый подросток (21%). 23% опрошенных чувствуют, что мама не любит, когда они принимают решения самостоятельно. Почти половина (46%) отметили, что мама старается контролировать все, что они делают. Особенно это касается девочек (50%) и отсюда у каждого третьего (33%) возникает ощущение, что мама вторгается в его личную жизнь (здесь мальчики и девочки единодушны). 21% считают, что мамы обращаются с ними как с маленькими. На это чаще жалуются девочки. Более четверти мальчиков (27%) согласились с тем, что их мамы думают, что их дети не в состоянии позаботиться о себе, когда ее нет рядом, т.е. стараются сделать так, чтобы ребенок чувствовал себя зависимым от своей матери.

Рекомендации психологов.

Качества идеальных роди­телей.

Первая характеристика — это любовь и принятие ре­бенка таким, какой он есть, независимо от его успеш­ности, особенностей, соответствия нашим ожиданиям и представлениям о том, «каким я хочу видеть своего сына или дочь». Принятие — это основа конструктивных отно­шений с ребенком. Важно, чтобы эти отношения были настоящими, так как ребенок чувствует любую фальшь. Если родители, самые близкие, значимые, авторитет­ные люди, не готовы дать нам безусловную любовь, то чего же мы можем ждать от других людей? Только ро­дители способны любить ребенка независимо от того, худой он или толстый, интеллектуально одаренный или тугодум, гиперактивный или неторопливый, красивый или не очень.
Вторая, не менее важная характеристика, — это по­мощь в понимании мира, обозначении границ при­емлемого и недопустимого поведения. Здесь задача родителей — объяснить, «что такое хорошо и что такое плохо». Родители именно те люди, которые первыми начинают показывать ребенку нормы и границы дозво­ленного и запретного, приемлемого и недопустимого. Обозначение границ помогает ребенку структурировать картину мира, ориентироваться в нем. Ребенок, кото­рому неизвестны правила и нормы, теряется от неоп­ределенности, чувствует себя брошенным, не ощущает комфорта и безопасности, ну а далее сам начинает ус­танавливать грань допустимого и дозволенного. Чаще всего это приводит к нарушениям поведения, слож­ностям в принятии любых рамок, правил и стандартов. Здесь, во-первых, важно взвесить принципиальность и важность запретов, во-вторых, определить форму, в ко­торой выставляются ограничения и запреты, в-третьих, следует наказание и осуждение поступка, а не личности в целом. 
Третья характеристика идеальных родителей — это последовательность и согласованность в действи­ях, запретах и разрешениях. Принципиальное значе­ние для воспитания любого ребенка имеет последова­тельность действий, санкций, поощрений и наказаний. Беда, если наше настроение влияет на то, что сегодня мы разрешили ребенку что-либо, что вчера запретили, потому что изменилось наше настроение. Вторая беда связана с несогласованностью слов и действий взрос­лых, с которыми общается ребенок. Разногласия взрос­лых по поводу воспитания ребенка — явление распро­страненное, но стоит помнить, что ребенок не должен знать об этих разногласиях.
Четвертая характеристика идеальных родителей — умение слышать и понимать ребенка. Умению слы­шать и понимать ребенка, строить с ним конструктивные отношения можно учиться. Человек не рождается на свет профессионалом ни в одной области, в том числе и в профессии родителя. Помните, что ребенок совсем не обязан быть таким, каким вы его хотите видеть. Он дол­жен вырасти самим собой. Уравновешенность придет с годами, память и внимание можно развить, социальным навыкам научиться, но сбои в эмоциональной сфере, основой которых зачастую является неприятие родите­лями тех или иных черт сына или дочери, неадекватные реакции на поведение ребенка корректируются очень сложно, оказывая влияние на жизнь ребенка в самых разных сферах.
Важно отмечать любые успехи ребенка, пусть даже минимальные. Важно помнить и о воспитании собственным примером. Следует научиться не прос­то слушать, а слышать своего ребенка, проникая в его чувства и переживания. Необходимо уметь доносить до ребенка свои требования, пожелания и предложения. Для сообщения ребенку своих идей и мнений стоит вы­бирать эффективные методы.
Одним из важных умений является использование «Я-посланий». Речь идет о способе выражения собственных эмоций и чувств. В одной и той же ситуации мы можем сказать: «Ты меня расстроил», а можем: «Я расстроил­ся», «Твое поведение меня тревожит» или «Я тревожусь о тебе». Простая игра слов имеет глубокий психологи­ческий смысл. Выраженное в форме «Ты-послания» со­общение наделяет ребенка ответственностью за наши чувства. Ответной реакцией станут обида, агрессия или чувство вины. Использование «Я-посланий» разделя­ет поступок ребенка и наши чувства по этому поводу и оставляет больше возможностей для конструктивного диалога. Другой стороной пользы «Я-посланий» являет­ся то, что, сообщая ребенку о своих чувствах, мы учим его быть более открытым, показываем ему, что не стоит бояться негативных переживаний. Открытое и искрен­нее высказывание своих чувств способствует взаимо­пониманию и дальнейшему диалогу. 
Расти вместе с ребенком, учитывая, что перед детьми и подростками на разных этапах развития стоят разные задачи — так можно сформулировать пятое качество идеальных родителей. Многие родите­ли говорят о том, что на определенных этапах разви­тия ребенка общение с ним доставляло удовольствие, не возникало сложностей, а какие-то этапы были осо­бенно сложны. Кому-то лучше всего было иметь дело с младенцем, кто-то с восторгом пережил возраст «по­чемучек» (4-5 лет), а кому-то удается найти гармонию с подростком или стать другом юноше или девушке.
Причина здесь лежит в наших индивидуальных осо­бенностях. Но истинно хорошие родители растут и ме­няются вместе с ребенком, предоставляя ему столько свободы и заботы, сколько необходимо в тот или иной период развития. Via каждом этапе своего развития ребенок решает так называемые «задачи возраста», овладевая своим телом, усваивая навыки самообслу­живания, приобретая знания и тренируя интеллекту­альные процессы, строя отношения со сверстниками, взрослыми и младшими детьми. Наша взрослая зада­ча — «сопровождать», быть рядом сначала физически, а затем рационально и эмоционально, подтверждая свою готовность к диалогу и поддержке, но не прожи­вая жизнь ребенка вместо него и не вторгаясь в то жиз­ненное пространство, на котором он должен научиться сам решать задачи и удовлетворять свои потребности.
Ценить и уважать свою уникальность, свободу и развитие — следующая характеристика идеальных ро­дителей. Принять тот факт, что ребенок не часть нас, а самостоятельное существо, имеющее право, возмож­ности и способности принимать решения и совершать выбор, могут лишь те родители, которые ценят и свою свободу, дорожат своей самостоятельностью.
В раннем детстве родитель — высший авторитет, судья и образец. Но подростку уже важнее найти свое место среди сверстников, а потом в жизни ребенка по­явятся другие близкие люди. К тому факту, что придет другой мужчина или другая женщина, с которыми наш ребенок будет делить радости и горести, тоже надо быть готовым.
Принесение своей жизни в жертву ребенку рано или поздно оборачивается сложностями для обеих сторон или хотя бы для одной из них. Безраздельное внимание к ребенку, потребность и требование участия во всех его делах, отказ отличной жизни или карьеры оборачивают­ся внутренним напряжением, взаимной неудовлетво­ренностью, даже конфликтами. Чем интереснее, значи­тельнее, эмоционально и интеллектуально насыщеннее становится наша жизнь, тем более интересными и зна­чительными людьми мы останемся для своего ребенка, когда он повзрослеет и станет нам настоящим другом. Помните, что ваша жизнь не заканчивается вместе с рождением на свет малыша и может продолжаться не только в нем. Уважать, ценить и принимать уникальность личности своего ребенка мы можем лишь тогда, когда сами ценим, уважаем и принимаем собственную уни­кальность и свободу.
Сегодня, уважаемые родители, мы с вами говорили, казалось бы, о простых истинах. Однако как трудно в нашей повседневной жизни следовать этим нехитрым заповедям, как трудно соответствовать громкому эта­лону — «идеальный родитель». И все же это необходи­мо, ведь на карту поставлены судьбы не абстрактных, а реальных, наших единственных и неповторимых детей. Пусть наши отношения с ними будут гармоничными и пусть ваши дети с гордостью говорят окружающим: «Мои родители — идеальные!»

Хотите узнать мнение ваших собственных детей? Предложите им такую же анкету.
Анкета «Родители глазами детей»
1. Идеальные родители — это...
2. Мои родители — это...
3. Назовите 5 прилагательных, которые описывают ваши отношения с родителями.
4. Можете ли вы сказать, что ваши родители заняты только собой:
а) практически всегда;
б) иногда;
в) почти никогда.
5.Достаточно ли времени уделяют вам родители? Сколько времени в день уделяют вам родители?
6. Если бы я был(а) моим отцом (моей мамой)...
7. Как тебя надо воспитывать?

Обсудите со своими детьми: какими бы вы хотели видеть друг друга?
Желаем вам счастья и добра, мира и взаимопонимания.