17:19 О деятельности психологов в годы Великой Отечественной войны. Александр Романович Лурия. | |
Изучая общую клиническую картину и динамику психической деятельности человека, ее отклонения от нормы, психологи, по его мнению, «должны были оказать нейрохирургу и невропатологу помощь в определении места и распространенности поражения». Особенно хочется подчеркнуть тот факт, что на данный момент в арсенале современных нейропсихологов имеется сложнейшее оборудование, позволяющее с большой точностью определить локализацию поражения того или иного участка головного мозга. Однако даже сейчас эта задача под силу только высококвалифицированным специалистам. В годы Великой Отечественной войны, когда медицинское оборудование не позволяло так точно определять локализацию поражения участка головного мозга, основным инструментом Александра Романовича были его знания, накопленный опыт, высокая наблюдательность и анализ: «В моем личном багаже был лишь небольшой запас практического опыта, приобретенного за пять или шесть лет работы в нейрологической и нейрохирургической клиниках, а также некоторый опыт экспериментального подхода к изучению поражений мозга». Им были разработаны высокоэффективные методы локальной диагностики мозговых нарушений, а также комплексы упражнений и методики по тренировке и восстановлению нарушенных психических функций, частично или полностью, настолько, насколько это было возможно. Одной из них является методика трудотерапии, после которой восстанавливались многие раненые с пораженной нервной системой. Осенью 1944 года Лурия возвратился в Москву. В декабре он стал сотрудником Института нейрохирургии АМН СССР им. Н.Н. Бурденко. С 1945 года работал профессором в Московском государственном университете и преподавал общую психологию на кафедре философского факультета, а затем возглавил кафедру нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ. Несмотря на все трудности, которые пришлось преодолевать психологам в годы войны, Александр Романович говорит о наличии достижений и ценности накопленного опыта, ещё раз подтверждая мнение знавших его людей о том, что основными его качествами были энтузиазм, редкая работоспособность и доброта, которые помогли ему и его коллегам даже в самые тёмные времена проливать свет научных знаний. «В этот трагический для страны период мы имели возможность — вследствие большого числа мозговых ранений — углубить наше понимание мозга и мозговой организации психических процессов. Именно во время войны и ближайший послевоенный период нейропсихология превратилась в самостоятельную отрасль психологической науки». | |
|